Компьютер может быть другом и помощником, а может — коварным разрушителем детской психики. Тебе не кажется, что современные малыши уже рождаются "совместимыми" с компьютером и прочей электротехникой и в их кудрявые головки сама природа вживляет некие чипы, о которых родители в таком возрасте даже понятия не имели? Но это реалии, и возврата к "натуральному" образу жизни быть не может. А значит, надо учиться мирному сосуществованию с ПК, стремясь к тому, чтобы вред электроники свести к минимуму, а вот пользу извлечь по максимуму.
Помнишь, одно время все восхищались успехами карапуза, который шутя справлялся с задачками для семилетних? И в этом нет ничего удивительного. Малыш, выросший за компьютером, не считает на пальцах, а с легкостью проводит расчеты в уме, потому что привык к символике знаков. Ему вообще свойственна привычка к самообучению, правда, по методу "научного тыка": пока ты боишься нажать не ту кнопку, твой ребенок резвится в компьютерной программе, как рыба в воде. Но опасность в том, что вскоре ему становятся не очень-то нужны другие источники знаний. И вот уже по боку идут книги, театр, другие "старомодные" занятия. Твоя задача — не допустить перекосов и не задвигать на дальний план чтение, рисование, игры на воздухе.
Старайся не отводить машине для получения информации и развлечения слишком большую роль в жизни ребенка, не используй ее в качестве поощрения или наказания. Ты же знаешь: запретный плод только слаще. Придать ему нужный "вкус" ты сможешь, если научишь малыша правильно расставлять приоритеты: ценна не сама машина с ее "наворотами", а возможность поиграть на ней с папой или мамой в забавную игру. Когда ребенок станет старше и общение со сверстниками выйдет на первый план, ты можешь обустроить у вас дома маленький компьютерный клуб. Ведь компьютер — не зло, так же как
не зло солнечные лучи или яд змеи. Все дело в дозах!
Кстати, о дозировке...
Детская психика во время обычной игры-"стрелялки" подвергается нагрузке, сравнимой со стрессом летчика-истребителя в момент боя! Поэтому мозг ребенка сначала перестраивается на щадящий режим, а потом и вовсе отключается. Так что ориентироваться на заявления увлеченного игрой малыша "а я еще не устал" нельзя.
Принцип дозировки работы с компьютером прост: он тот же, что и у учебной нагрузки. Для
дошколят он составляет 10-28 минут, для школьников 30, максимум 40 минут. Не успел выполнить "миссию", а "звонок" уже прозвенел? Будь любезен, сходи на "переменку" или обед (еда за компьютером — строгое табу!), тогда и продолжишь. Надо только четко определить количество подходов к компьютеру, а это уже дело индивидуальное. Учти, что игрушки, делающие упор на скорость реакции, по определению не способна щадить детские (и твои!) нервы, Поэтому старайся сначала знакомить ребенка с обучающим программами, а все остальное он освоит и без твоего участия.
Если голова уже плохо держится...
Знаешь ли ты признаки, которые точно свидетельствуют о том, что ребенок устал за компьютером? Самые очевидные из них: изменение рабочей позы на "лежачую", склонение головы и ее подпорка, потеря самоконтроля или смена настроения. Насторожись, если ребенок трогает лицо, гримасничает, вскрикивает, ерзает. Обрати внимание на вегетативные реакции вроде потных ладошек, напряженных плеч и рук, покраснение глаз и щечек. Иногда может даже подскочить температура!
Форум