Когда вам говорят что-то не слишком лестное, постарайтесь отбросить чувства и включите разум. Как? Задайте себе вопрос: «Что ценное я могу почерпнуть из того, что слышу?» Относитесь к этим словам, как к одному из источников информации. Сделайте паузу и отстраненно подумайте, насколько этот источник может быть достоверным и полезным. Например, ваша коллега говорит вам, что вы плохо ладите в коллективе. Будет разумно ответить: «Я подумаю над этим, понаблюдаю за собой».
В чем суть упрека
Если вы слышите в свой адрес жесткую, но неконкретную критику, сразу уточняйте суть вопроса. Вы удивитесь, насколько ваши догадки могут отличаться от того, что на самом деле имеет в виду собеседник. Если ваш начальник говорит вам: «Я недоволен вашей работой!» — уточните, что именно ему не по душе: результаты продаж за месяц, а возможно, ему не нравится то, что вы в последнее время стали постоянно опаздывать или у вас был слишком длинный отпуск.
Критика = оскорбления?
Бывает так, что в словах обидчика невозможно найти никаких конструктивных замечаний, вы слышите поток оскорблений, но толком не можете понять, в чем именно провинились. Если вас критикуют в язвительной форме, не вступайте в дебаты: ваш оппонент только и ждет, что вы «взорветесь». Например, если вам говорят: «Что вы себе позволяете?», «Вам ничего нельзя поручить!», «Сколько можно повторять одно и то же?!», «Ну какая вы капуша!», «Вы что, с Марса прилетели!?» — не пытайтесь уточнить, о чем идет речь. Ваш собеседник не ответит ничего путного: «А вы сами не понимаете, о чем речь?» Как молчать, так и возмущаться неэффективно. Чтобы привести собеседника в чувство, скажите что-то нейтральное: «Я буду готова это обсудить, когда вы успокоитесь».
Повод для разговора
Вы столкнулись с критикой дома? Подумайте, чего не хватает от вас вашим близким. Упреки в семье всегда сигнализируют: есть важный повод для беседы «по душам». Например, если ребенок говорит родителям: «У вас никогда нет времени поиграть со мной!»
Не стоит объяснять, что вы постоянно заняты на работе, потому что вам дали повышение или нужно выплачивать кредит. Скажите: «Мы тоже хотели бы проводить с тобой больше времени, мы скучаем, давай вместе подумаем, как нам выйти из этой ситуации».
А если замечание справедливое
Если вы понимаете, что критика обоснована, — признайте это. Как бы ни тянуло оправдаться, сейчас это будет неуместно. Фразы типа «Я не виновата, иначе не получалось...» в большинстве случаев провоцируют еще более горячие споры и потоки обвинений.
Например, руководитель говорит: «Вы не сдали работу вовремя!» Подтвердите: «Да, это так». Только после того, как вы признаете справедливыми его слова, имеет смысл спокойно объяснить, что вам помешало, и высказать предложения, как это исправить.
Признав обоснованность критики, вы не будете неудачницей. Наоборот — вы сможете исправить недочеты в работе или наконец-то выяснить натянутые отношения с человеком.
.
Интересная статья, буду применять на практике