Мы, взрослые, часто снисходительно относимся к увлечению ребенка рисованием и видим в нем лишь средство угомонить непоседу: сидит, калякает что-то — и то хорошо, что не мешает. А знаешь ли ты, что рисунок — это своеобразный "золотой ключик", позволяющий приоткрыть дверь во внутренний мир твоего сына или дочери? Рисование для ребенка — это не только освоение навыков изобразительной деятельности. Основная и вполне взрослая задача этого детского занятия — познание самого себя и окружающего мира.
Бывает, что дети полностью погружаются в процесс рисования, как в игру, и тогда начинают комментировать то, что происходит на листе бумаги. Рисуя, ребенок переживает кучу эмоций, и не последнюю роль при этом играет ощущение собственного всемогущества: захочу — нарисую себе дворец, захочу — 4—5 лет уничтожу всех врагов!
Поэтому не стоит с ходу критиковать изображение, с которым примчался к тебе измазанный фломастером сын: тебе показывают не каракули, а логически выстроенный ход битвы роботов. Мальчики особенно любят изображать не застывшие сюжеты, движение: гонки, летящие пули и т.д. Рисунки девочек обычно более аккуратны, правильны и упорядоченны, поэтому их чаще ставят в пример "неряшливым" мальчикам.
Не торопись поучать ребенка, как надо рисовать: как правило, в 2—3 года малыш уже четко знает, что небо — голубое, а солнце — желтое. Если же на рисунке все наоборот, спроси автора, почему он так сделал, но при этом признай его право выплеснуть на бумагу свои чувства и желания в таком виде, в каком ему хочется.
Внимательно присмотрись к детскому рисунку, он откроет тебе многие свои тайны. Например, расскажет о настроении автора и о тех проблемах, которые волнуют его в "безоблачном" детстве. Общее правило при "расшифровке" рисунка таково: если ребенок находится в хорошем физическом и эмоциональном состоянии, то он чаще всего будет выбирать яркие, светлые цвета для рисования. Соответственно, преобладание в рисунке темных цветов может говорить о подавленном настроении маленького художника или о каком-либо недомогании, в том числе и физическом.
Если рисунок слишком пестр и ярок — так, что рябит в глазах, это может быть показателем чрезмерного возбуждения или, наоборот, говорить о "бесцветной" жизни ребенка. В этом случае он пытается "добрать" недостающие краски жизни за счет рисования. Однако стоит учитывать и сюжет рисунка: возможно, именно он диктует выбор цвета. Так, если мальчик рисует военные действия, темные или защитные тона, в которых изображена военная техника, будут говорить о стремлении к реалистичности изображения.
Стоит присмотреться и к сюжетам, которые воспроизводит юный художник. Если тематика по большей части угрожающая или пугающая, подумай, с чем это связано: с тем, что ребенок постоянно слышит "не бери — уронишь!", "не ходи — дядя тебя заберет!", или с большим количеством просмотренных "ужастиков"? Понятно, что причины могут быть разными, однако в первую очередь стоит обратить внимание на то, что творится в голове у юного художника.
Как развивается детское творчество
3—4 года
Каракули, загогулины, отдельные линии. Существа в виде кругов или овалов с палочками.
4-5 лет
Схематическое изображение, но появляются детали, характерные для изображаемых предметов.
С 5 лет
Персонажи рисунка правдоподобны и узнаваемы, изображение с подробностями и деталями.
К 6 годам
Ребенок должен уметь рисовать человека со всеми частями тела: это показатель взросления
Форум