Замечено, что благополучие судьбы взрослого во многом определяется тем, каким у него было детство. Речь идет не о каком-то особенном воспитании или питании, а просто о житье-бытье. Несколько упрощая, можно сказать, что у этого житья-бытья должны быть три счастливые составляющие:
- отсутствие давления взрослых;
- доброе имя;
- естественный ритм жизни (время и место).
- Отсутствие давления
Когда говорят: «я люблю своих детей», часто подразумевают: «я боюсь за своих детей». А ведь страх притягивает неприятности. Чтобы перестать бояться и начать действительно любить, надо относиться к маленькому человеку как к себе самому. Искренность — вот секрет успеха прославленных педагогов и благополучия тех ребят, которые с ними общались. Ребенок моментально распознает фальшивую позицию взрослого, который на самом деле неуверен, боится, а свой страх прячет за разного рода общепринятыми догмами воспитания.
Не начальник и подчиненный, а двое с увлечением общающихся людей, один из которых более опытный (взрослый), а другой — возможно, более мудрый. Потому что у малыша еще нет стереотипов, выработанных взрослыми под давлением жизни.
Многие заболевания психосоматического характера закладываются в детства. Как правило, это маркеры деформаций душевного (психического) состояния ребенка.
Если на каком-нибудь этапе произойдет задержка или даже остановка психического развития, то во взрослой жизни это аукнется хроническими болезнями и хроническими неудачами.
По моим наблюдениям, более здоровыми и счастливыми в жизни оказываются те, кого в детстве нянчили бабушки и дедушки. Видимо, природа не зря распорядилась так, что к тому времени, когда рождаются внуки, бабушки и дедушки обычно уже отходят от дел и могут посвятить себя малышам. Их знание жизни позволяет отойти от стереотипов. Можно сказать, что они достигли невинности младенца... По крайней мере, успели перерасти тот практицизм, который иногда выдается за мудрость.
Незамутненное сознание малыша сродни зрелому взгляду на вещи мудрого старца, который за долгую жизнь научился полагаться не на рассудок, а на чутье. Может не зря раньше было принято, чтобы детьми занимались бабушки и дедушки, а родители обеспечивали семью?
Существует поговорка: «Как корабль назовете, так он и поплывет». Маленького ребенка принято спрашивать: «Как тебя зовут?» Даже если взрослый знает ответ. Таким образом малышу дается возможность лишний раз произнести свое имя. Утвердить его.
Например, раздражительные родители могут из-за одной случайности назвать ребенка неряхой. Назовут так несколько раз при своих и при чужих, и вот уже у обидного слова появится большая буква. Оно станет именем.
Любой ребенок не застрахован от ошибок, как и все мы. И в большинстве случаев он легко воспринимает от родителей и наставления, и даже суровую критику. Но только не в тех, когда задевается его имя!
Малыш нуждается в том, чтобы родные произносили его настоящее имя. Произносили по-доброму. То по-домашнему ласкательно, то серьезно. Когда, например, Андреюшка, а когда и Андрей (в переводе с греческого это означает «мужественный», «храбрый», «сильный»). Подчеркивая значение имени, взрослые помогут ребенку легче пройти период становления личности. Это — опора для него. Постепенно он научится сам защищать свой внутренний мир — неиссякаемый источник успеха и здоровья.
Естественный ритм жизни создает благоприятные условия для развития детей. (Скажем, спартанский режим пионерлагеря подходит далеко не всем.) С утра ребенок должен обязательно услышать ласковые слова мамы или бабушки, потянуться, лежа в кровати. На сон грядущий ему надо рассказать сказку, спеть его любимую песенку.
Современная жизнь такова, что требуется выделить специальное детское время, когда родители занимаются только ребенком, причем им самим, а не контролем за подготовкой уроков или чисткой его одежды. Важно, чтобы этот час был постоянен. Когда папа занят и не может сразу ответить сыну на вопрос, почему деревья зеленые, он может со спокойной совестью отложить беседу, скажем, на вечер. И сын не только поймет отца, но и проникнется к нему уважением как к человеку дела, обсуждающему важные вопросы только в серьезной обстановке, а не между прочим. Смело откладывайте на благоприятное время обсуждение вопросов, которые интересуют ребенка, но и не забывайте про обещанный разговор, держите слово! Тогда ребенок будет доверять вам, и вы оба сможете лучше распоряжаться своим временем.
Не менее важно организовать детское пространство: угол или комнату. Это должен быть отдельный мир внутри вашей семьи. Детская страна со своим укладом и суверенитетом. Нельзя грубо вторгаться в этот мир и отрывать ребенка от игры, не слушая его возражения. Иногда лучше еще раз подогреть обед, но дать малышу закончить строить машину из кубиков.
Взрослые даже во время прогулки предпочитают выполнять какие-то задачи. А ребенок — гуляет. Он исследует мир. Не надо тянуть ребенка за собой, когда он, скажем, рассматривает муравьев на асфальте. Это занятие вполне заслуживает уважения. Творческие способности больше всего развиваются именно в таких ежедневных наблюдениях и размышлениях. Занятия в кружках дают определенные навыки, а творческие способности пробуждаются скорее при самозабвенном погружении в игру.
Дети очень чувствительны ко всему, в чем может проявиться их «я»: свое место, свое время, свое имя. Мне кажется, благополучие и удачливость человека больше всего связаны с тем, насколько свободным он ощущал себя на своем пространстве в детстве.
Форум